Город мой с азиатским названьем, называемый дивно – Харабали. 
Н. Русиева.
 
 
Образование села Харабали по некоторым источникам относится к 1789 году, хотя  история поселения уходит в глубокую седую старину. Одно из немногих упоминаний о Харабалях  содержится в «Списках населённых мест Российской Империи, составляемых и издаваемых  Центральным статистическим комитетом Министерства внутренних дел»  (Санкт – Петербург, 1861 год). В разделе  «Енотаевский уезд» в них помещена справка «Харабалинское,  село казённое».                                       

Итак, село называлось – Харабалинское. Но это не единственный вариант названия села того далёкого периода. Ещё один вариант названия села -  Харбалинское ( в слове отсутствует гласная «а»). Полагают, что написание названия села без одного «а» вызвано влиянием разговорного языка, ведь известно, что в разговоре русский человек старается сократить произношение иных слов. В конце 19-х – начале 20-х веков в различных печатных изданиях появляется современная форма названия «Харабали», а после того, как Харабали получили статус города, изначальная  форма «Харабалинское» вообще перестало употребляться. И сегодня, единственным свидетельством того, что наше село когда–то называлось «Харабалинское», служит название железнодорожной станции - «Харабалинская».
 
До сих пор нет единого мнения о происхождении названия - «Харабали». (Слово «Хара» на всех языках тюркской  группы означает – черное). Есть версия, согласно которой, название села произошло от бугра, который некогда разделял село на две части Хара-бали (в переводе с калмыцкого «черный бугор»).

Второй вариант - по названию реки, омывающей это место и изобилующей рыбой («Хара-балык»-«много рыбы»).

 
Хотя существует и ещё одна версия - «Разрушенный город». (Харабали – столица Хазарии?). Так утверждает автор книги «Тайна происхождения древней Руси» Студеницкий. (После разгрома столицы Хазарии – Итиль, на северном побережье Каспия арабами в 637 году на незатопляемых местах Волго-Ахтубинской поймы в районе города Харабали был основан город). Но это версия не подкреплена археологическими находками.
 
Первыми поселенцами были семьи беглых крепостных крестьян. В основном они прибывали из Курской, Воронежской и Тамбовской  губерний,  из сёл Гвозды и Пузеево и деревни Чернавки Павловского уезда. Гвоздинцы поселились в юго-восточной стороне села, а чернавцы в северо-восточной стороне, где образовали новую «Чернавку». Не так-то просто было беглым обживаться на новом месте - на сотни вёрст в округе ни жилья, ни живой души. Для начала вырыли на обрывистом крутояре несколько землянок, служивших жильём. Промышляли, питались рыбой, дичью. Строили крошечные домишки - мазанки, крытые соломой. Со временем стали появляться и деревянные дома, точные копии изб, что исстари строились на Руси. Первые такие жилые строения появились в трёхстах шагах от места, где ныне размещается центральный сбербанк, и где более сотни лет возвышалась над Харабалями пожарная каланча. По берегам реки крестьяне – переселенцы стали разводить фруктовые сады, выращивать овощи и бахчевые культуры.   Постепенно село росло. В 1808 году в селе  проживало 409 душ, а в 1848 году – 1584 души в 154 дворах.
 
В 1890г. ежедневная газета «Астраханский справочный листок» писала: «Село Харабалинское расположено в луговой стороне р. Волги, ближе к Ахтубе. Благодаря соседству названных рек и другим особенностям, население пользовалось выдающейся зажиточностью...».    Но не всё так гладко было в жизни тех, кто осваивал  харабалинскую землю. Не возможно читать  без волнения архивный документ, которым предписывалось харабалинскому старосте, Андрею Сысуеву, в недельный срок доставить в Енотаевск группу крестьян, непогасивших недоимку. Да и как могли погасить его несчастные, у которых, как явствовало из другого документа, в хозяйстве хоть шаром покати. Путь у них был один – в долговую яму. Это тоже история наших Харабалей, многих жителей, которым жилось не легко. Летом они крестьянствовали – ухаживали за садами, растили хлеб, а зимой шли в извоз – чумачили, т.е. на собственном транспорте возили из степи к пристаням соль.                      
 
Село Харабали в те давние времена входило в состав Енотаевского уезда Астраханской губернии. Связь с уездным и губернским центром осуществлялась исключительно на лошадях. Лишь в 1904 году была проложена железная дорога, соединившая Харабали с Астраханью и другими губерниями Российской империи. Абсолютное большинство строений
бывшего села были деревянными, и потому нередко случавшиеся пожары выжигали его дотла. Так, страшный пожар 1876 года превратил почти все село в груду головешек. В огне этого пожара сгорела и деревянная Харабалинская Михаило-Архангельская церковь, построенная на народные средства.
 
Поистине мировую известность селу Харабали принесли знаменитые харабалинские сады. Пашкевич В.В., автор по садоводству начала XX века, сообщал, что на всемирных выставках в Берлине и Париже харабалинские фрукты были отмечены почетными призовыми местами.
 
В начале 20-го века в Харабалях насчитывалось 4500 жителей. С тех далёких времён осталось не мало памятных мест, связанных с седой стариной. Это, прежде всего, каменные здания, возведённые золотыми руками наших предков. Объектам этим, кажется, износа нет. Творцы их давно отошли в мир иной, а здания стоят целёхоньки. До сих пор сохранилось и функционирует здание бывшего хлебного магазина, теперь это продуктовый  магазин. Оно было построено  в 1914 году, накануне первой мировой войны, и принадлежало харабалинскому купцу и предпринимателю Алексею Власовичу Скачкову. 
 
А до этого им была построена паровая мельница, выгодно отличавшаяся от многочисленных ветряных мельниц своей высокой,  производительностью и тем, что работала в любую погоду. Скачкову принадлежал и томатный завод. Но прежде чем всё это построить, семья Скачковых, также как все в Харабалях  пребывала в нужде – не хватало хлеба насущного, потёртый пиджак был на несколько человек. А начинал Алексей Власович с малого. Завозил в село понемногу товар. Поначалу хранил его в собственной избе, а сам ходил по подворьям односельчан, предлагая товар, нередко давая в долг. Одним словом, был настоящим коробейником. Как огня боялся, как бы ненароком не обсчитать покупателя, ведь на селе стали появляться и другие торговцы, старавшиеся заманить односельчан. Вскоре купеческое мастерство стало приносить прибыль. И Алексей Власович  стал скапливать деньжата для расширения производства.И только после того, как наладив производство, Скачков позволил себе заняться улучшением быта своей семьи. 


До сих пор сохранился  на улице Пролетарской деревянный дом №16. Дом как дом, вот только размерами своими он выделяется  от соседних строений, а ещё запустением подворья, а также постоянно закрытыми ставнями окон. А ведь когда-то в этом доме «жизнь била ключом». В летнюю пору вечерами распахивались створки окон, на подоконник ставился  граммофон (на который односельчане смотрели как на чудо),  и лилась на улицу музыка. Подле дома, на улице собиралась молодёжь, и начинались танцы. Это чуть позже заявила о себе знаменитая харабалинская  «топталовка» на соседней улице, где ныне раскинулась главная площадь райцентра. До этого же молодёжные гулянья зачинались у дома семьи Скачковых, славившейся своим гостеприимством. 

Характерной особенностью жилых домов было то, что многие из них выходили на улицу тремя «парадными» окнами и имели «парадный» выход – дверь с крылечком, выходившие не во двор, а прямо на улицу. На ступеньках устраивались вечерние посиделки.

В январе 1918 года в селе была провозглашена Советская власть. С приходом Советской власти пришло время больших перемен.  В двадцатых годах в Харабалях появилась первая изба – читальня. Размещалась она в здании по улице Октябрьской (сейчас здесь находится центр занятости населения). Первым её заведующим был Василий Никандрович  Храмов. На месте районного Дома культуры раньше стоял большой деревянный трёхэтажный дом, принадлежавший Ивану Прохоровичу Попову, часть которого он сдавал в аренду телеграфу. Семья имела в собственности сады напротив консервного завода. В 1931 году дом и сады у Поповых конфисковали, а самих их выслали на север.                                 

В самом начале тридцатых годов в Харабалях открывается начальная школа. Она разместилась в обыкновенной просторной избе по улице Садовой, ныне улица Гагарина. А вот судьба у этого дома необыкновенна, трагична. Вернее сказать, не у самой избы, а у её хозяев Аншаковых, которых, раскулачив, отправили по этапу в Архангельскую область. Правда, спустя какое-то время, раскулаченных вернули домой, в Харабали, а к собственному жилищу не подпустили и на пушечный выстрел. Семья стала трудиться в колхозе имени Ворошилова. Её глава – Фёдор Гордеевич Аншаков – стал заведовать колхозной фермой, но не долго. В 1937 году его арестовали, а его дом служит людям по сей день.                              
Там, где сейчас находится редакция районной газеты и типография  раньше были два деревянных дома, принадлежавших Егору Никитичу Муромцеву. В одном из них был его дом, в другом – жестяно-скобянной магазин. В здании бывшего магазина «Хозтовары» по улице Октябрьской (теперь там находиться мастерская по ремонту бытовой техники), располагалась бывшая электростанция, которая дала ток в 1925 году. Там, где находится Детская школа искусств, в 1912 году размещался магазин «Мануфактура», принадлежавший Николаю Васильевичу и его сыну Александру Николаевичу Попову. Затем на этом месте была пивная.                                                                                       

В здании художественной мастерской (на этом месте ныне выстроили здание магазина «Магнит» -  район старого рынка), раньше был дом, принадлежащий садоводу  Егору Спиридоновичу Попову, который первым возглавил борьбу против Советской власти (банда Попова), за что был расстрелян. После этого здесь находилась начальная школа и школа искусств. В домах жилого массива между нынешним отделением Сбербанка и Пенсионным фондом проживали священнослужители и другие официальные лица. Здание вневедомственной охраны раньше принадлежало Кавериным, после их раскулачивания, здесь был отдел внутренних дел.  С начала XX века с. Харабали начинает бурно развиваться. 
 
В конце 20-х и начале 30-х годов появляется ряд колхозов.  В 1931 году решено было построить в Харабалях консервный завод. Стройка сдерживалась из-за отсутствия стройматериалов и тогда было решено разрушить церковь и передать кирпич с неё на строительство завода. В 1935 году харабалинская красавица церковь была полностью разрушена. По легенде, дошедшей до наших дней, за день до слома люди увидели на кресте, венчавшем колокольню, большую чёрную птицу, скорбно просидевшую на нём до наступления темноты. Словно предвещавшую беду.